Стояла лютая, бесконечная зима. Ждали, ждали люди весны, а весна все не шла. Тогда Рианнон, певица, Дочь Богини, запела песню закликающую Весну. Песня лилась, будто серебро сыпалось на землю. Изо рта Дочери Богини на морозе вылетал пар клубами, и пар тот сгущался в птичек, жаворонков. Подхватили жаворонки песню Рианнон, и полетели на юг, где Весна Красна живет зимой. Песней серебристой подняли жаворонки Весну, Дочь Богини, красну. Пришла Весна Красна, привела она с собой братца милого, Солнце Красное. Отошел мороз, растаял снег, поникла зима студенная, и пришло тепло весеннее. Идет пахарь за сохой, борозду для нового хлеба прокладывет, а над ним, в синем небе, жавороночек поет, радует сердце крестьянское.
Так Эрика передала рассказ Варе. Варя, правда, не совсем точно пересказала его своим братцам, пятилетнему Диме и трехлетнему Вадику, но смысл она все-же сумела передать им.
За неделю до Весеннего Равноденствия светлоярцы справляют Заклички Весны. Мама напекла детям "жаворонков," сладких сдобных булочек в форме птичек со сложенными крыльями, и глазками из изюминок. Пошла Варя, с братцами и друзьями, с кульками полными "жаворонков," по дворам светлоярских Язычников, закликать Весну.
Войдя во двор к Язычникам, дети сажали по жаворонку на перила крыльца, и декламировали нараспев:
Жаварёночки!
Голубеночки!
Прилетайте к нам!
Заберите зиму,
Принесите весну
Из далеких стран!
Приезжай к нам Весна
Приезжай к нам краснА
На сохе, на бороне,
Да на белой кобылЕ!
В ответ, к детям выходила старшая дочь семьи, или мать, и своей песней тоже приветствовала Весну. А потом раздавала детям пряники и конфеты.
Кое-где христиане тоже приглашали детей к себе во двор. Награждали они маленьких колядовщиков горячими пирожками с капустой, и кулечками сушеных фруктов. Постными лакомствами — христиане вечно постятся.
Зашли дети и в капище, что стояло на горе, через речку от города. Благословились они перед чуром Рожаницы, и посадили стайку жавороночков на алатырь-камень. А зрицы одарили детей лимонным печеньем, в форме солнышек, которое было наговорено против простуды и прочих болезней которые можно подхватить если будешь бегать по двору не одевшись как следует.
На праздник Весеннего Равноденствия мама испекла Кулич, сладкий хлеб в форме мужского символа плодородия. Поставила она кулич в корзину, обложила кругом красными яйцами — женскими символами плодородия — а остальное пространство заполнила требой — от всех праздничных блюд понемногу. Пришла семья в капище, мама дала корзину Варе, и Варя с братцами подошли к алатырь-камню. Весна — время детей. Боги особенно рады слышать голоса своих малых внучат. Благословились дети у Рожаницы, Варя поставила корзину на алатырь, сказала приветствие Богам и Роду, и попросила блага и здоровья для своей семьи. Затем она подтолкнула братцев локтями, и они продекламировали заученные приветствия Богам.
Настало время Богини. Верховная зрица подошла к верховному зрецу и сняла темный парчовый платок который она носила с осени. Верховный зрец возложил ей на голову венок из вербы, поздравил с праздником, а сам отошел в сторону и сел на скамью со младшими зрецами. Отдыхать теперь ему до сентября.
Верховная зрица нараспев провозгласила Зачин:
—
Слава Богам, и Роду, и Рожаницам, слава!
Женский хор запел Славу на Небе Солнцу Красному, на мотив Римского-Корсакова, любимого сына Руси и самого языческого из всех композиторов.
Пропел хор славу Солнцу Красному, Светлому Месяцу, Грому-гремучему, да Матери Сырой-земле. Еще не смолкла песня, как младшая зрица почала читать:
Как от моря-океана, да от острова Буяна, да от вечной той весны, от зеленой-той травы, от подснежников радующих душу, да от яблонь вечно цветущих, выходила Дочь Богини, Весна Девица-красна. Как идет Весна на Русь, да ведет за руку братца любимого — Красное Солнце. Говорит Весна-Красна своей сестре Зиме-Студеной: Отойди ты, Зима-Студеная, от земли русской. Отдыхай ты до времени своего, а нынче настало наше время, землю согревати, подснежники вызывати, да озимый хлеб кликать прорастати. Отошла тогда Зима-Студеная на дальний север, уступила Землю Русскую любимой сестрице Весне...
Верховная зрица воскликнула:
— Пришла Весна!
И весь народ ответил:
— Пришла Красна!
Заслушалась Варя чтением, да не заметила что зрица давно благословила их требу. Оглянулась, корзина куда-то пропала, а братцев по бокам нет. Сойкнула она так, что все услышали и засмеялись. Наконец Варя увидела в толпе маму, держащую корзину с требой, и Диму с Вадиком рядом с ней. Взяла Варя корзину из рук мамы, и держит сама, будто лично отвечает за неё. Так и несла она её всю дорогу домой. А мама несла пучки полученной в капище вербы.
Везде, Язычники поздравляли друг-друга с пришествием Весны, и целовались в обе щеки.
Дома, бабушка уже накрыла стол праздничной скатертью, а на полке в Красном Углу постелила рушник расшитый знаками Рожаниц. С бабушкиной помощью, Варя расставила требу в Красном Углу, перед чурами семейных богов. Отец приехал домой рано, да и сотрудникам дал отпуск на праздник. Бабушка встретила его словами "Пришла Весна!" Он ответил: "Пришла Красна," и облобызался с ней. Затем он таким-же образом поприветствовал жену, она — Варю, Варя — Диму, Дима — Вадика, чуть не повалив его, а потом все поприветствовали всех без разбору.
Мама дала каждому по тарелочке благословенной требы. Осенились все оберегом Рожаницы, поблагодарили богов, поздравили с праздником, и съели требу в благоговейном молчании. Затем мама подала обед. Тогда уже разговорились, развеселились. Варя с братцами наелись по уши, следуя древнему языческому обычаю объедаться на праздники — по крайней мере так Варя толковала повод к обжорству. Отец ел меньше. Ему еще придется угощаться весь день. Будут заходить отцы знакомых семей, и он сам тоже будет навещать их дома, и со всеми надо покушать кулича с сыром, яичка, колбаски... Ну, и выпить водочки по русскому обычаю.
За встречей Весны следует Клечальная Неделя, Красная Горка, праздник возвращения душ предков на родную землю. На русских кладбищах весело, как ни у какого другого народа. Кругом растут вербы и березки. Каждый холмик украшен по своему: где чур расписанный зеленым и золотым по белому, где христианский крест с крышей-голубцом в подражание языческой Рожанице, где камень поставлен, где просто деревце, а местами на двух высоких пнях стоит маленький домик с мощами какой-нибудь особо уважаемой старицы — та самая сказочная избушка на курьих ножках.
Правда, из-за чуров, холмиков, и деревьев, побегать негде. Но мама дала детям задание: если где увидят что на могилке пусто, или положено ничтожно мало, непременно положить там яичко или кусок кулича. Дети катали яйца по холмику пока не раскрошатся; звонкими голосенками поздравляли покойника с праздиком Весны, с возвращением на родную землю. Положили они яичко и под большим кленом, где уже лежала целая горка. Этот клен был посажен сорок лет тому назад в память волхва Огнеяра Константиновича, основателя города.
Родители, меж тем, расстелили скатерть между могил. Дети положили всем предкам по яйцу, по куску кулича с сыром, по шоколадному кролику, поприветствовали их с праздником Весны, со скорым возвращением на землю, ко внукам. Потом сами сели обедать.
Вадик заметил как на соседней могиле птица клюнула большой кусок кулича, и полетела с ним ввысь, и сказал:
— Птичка понесла требу на небо.
Дима, в свои пять лет, считал себя умнее младшего брата, и тут же объяснил:
— Это она несет требу предкам, в небесный вырий, где они живут зимой.
Варя точно знала, что из всех троих, она единственная умная. Она стала цитировать то, что вычитала из учебника Родной Веры, и скоро надоела братьям.
©2005 by Erica DiBrigida. Разрешаю использовать текст в обрядовых и некоммерческих целях.