Старый то обряд.
Дед учил.
Дело не хитрое: расщепляется вдоль ствол рябины (лучше от комля к вершине, в противоположном направлении, обычно, ствол рвется или расщеп будет косой)
Расщеп длиной около метра (меньший плохо открывается, больший — не всегда заростает)
В расщеп вставляется распорка полуметровая, образуется довольно большое отверстие.
Перед обрядом, необходимо попросить дерево укрыть дитя от злых духов.
Согласие получает всяк по своему.
Мать распеленывает дитя и показывает его всем духам леса. Говорит — вот мое дите. духи, оно слабое и неразумное, обиды ни кому не чинило. И я не буду вас пытать (провоцировать).
С этими словами, мать передает дитя через расщеп, отцу, который принимает его в новую пеленку и сразу заворачивает.
Мать говорит — нет дитя больше, в дереве увяз. И Вы (духи) простите ему его вины.
Отец в это время, несет ребенка к огню. Первое, что должен увидеть ребенок после прохождения через ствол, — это огонь. После того, как ребенок увидел огонь, больше ему духи нестрашны.
Теперь мать может взять дитя.
Отец благодарит дерево за то что укрыло дитя и тщательно бинтует лыком, шнуром, бинтом, что есть.
Делается возлияние (несколько капель вина на ствол и воды на расщеп) и оставляется на дереве ленточка.
Обычно через месяц расщеп заростает (сростается). если нет, то обряд повторяют через год, а дитя считается еще в утробе.
Обряд очищения заключается в том, что дитя проносят под планкой оторванного порога и между двух огней (костров). Порог прибивают на место и говорят — нет дитя, — Сысой (Домовой) унес.
Передать дитя отцу может и старейшина рода; тогда мать после показа дитя говорит, что отдает его ДИДУ (мне, в этом случае).
Я говорю, что мол дитя шустрое и убегает (сам передаю его, через расщеп, отцу). Далее то же самое.
Дальше идет гулянка, а отец весь день ходит в венке из прутьев рябины или ивы.